Мышление является
предметом изучения не только психологии, но также – и даже
прежде всего – диалектической логики. Каждая из этих научных дисциплин, изучая
мышление, имеет, однако, свою отличную проблематику или сферу исследования.
Проблемой логики является вопрос об истине, о познавательном отношении мышления к бытию. Проблемой психологии является протекание мыслительного процесса, мыслительная
деятельность индивида, в конкретной
взаимосвязи мышления с другими сторонами сознания. Отличаясь, таким образом,
друг от друга, психология мышления и логика, или теория познания, вместе с тем
теснейшим образом связаны друг с другом. Различные стороны или аспекты мышления
не могут быть оторваны друг от друга; мышление как предмет психологического
исследования не может быть определено вне отношения мысли к бытию. Психология
поэтому также берет мышление не в отрыве от бытия, но изучает как специальный
предмет своего исследования не отношение мышления к бытию, а строение и закономерность протекания
мыслительной деятельности индивида в
специфическом отличии мышления от других форм психической деятельности и в его
взаимосвязи с ними.
Основа для разрешения
вопроса о соотношении логического и психологического, позволяющая вскрыть связи
между ними, заложена уже в наших исходных положениях. Поскольку
психическое, внутреннее определяется опосредованно через отношение свое к
объективному, внешнему, логика
вещей – объектов мысли – в силу этого входит в психику индивида заодно с их
предметным содержанием и более или менее адекватно осознается в его мышлении. Поэтому логическое, никак не растворяясь в субъективно
психологическом (в духе психологизма) и не противостоя извне всему
психологическому (в духе антипсихологизма), входит
определяющим началом в сознание индивида.
Психология мышления не может быть сведена, таким образом, к
логике, но вместе с тем психологическая трактовка мышления не может быть и оторвана от определения объективной сущности мышления
в логике. И действительно, психология мышления всегда исходит и неизбежно
должна исходить из той или иной философской, логической, методологической
концепции.
Эта связь психологии с
логикой и теорией познания, с философией отчетливо проявляется в истории
психологических учений о мышлении. Так, ассоциативная психология исходила из
позиций английского эмпиризма, психология мышления вюрцбургской
школы – из идеалистической философии гуссерлианства;
трактовка психологии мышления в американской литературе у Дж.Дьюи определялась философией прагматизма. Наша,
советская, психология мышления исходит из диалектической логики.