П.В.Копнин
Рассудок и
разум
Познание
закономерностей возникновения и развития теории ставит вопрос о необходимости
изучения с точки зрения гносеологии процесса научного исследования, что в свою
очередь в качестве предпосылки имеет выяснение содержания категорий рассудка и
разума.
Рассудок и разум
сформировались в истории философии как категории, выражающие особенности
мышления на той или иной ступени его исторического или логического развития.
Гносеология не может ограничиться в исследовании познания противопоставлением
чувственного рациональному, эмпирического теоретическому. Она, несомненно,
должна была углубиться в сущность самого теоретического, рассмотреть мышление
глубже и найти в нем самом качественные ступени, прерывы непрерывности. Из
этой потребности и возникла тенденция в истории философии расчленить
теоретическое мышление, найти в нем определенные узловые пункты, выражающие
степень постижения мышлением объективной реальности, причем философия не могла
остановиться только на разграничении различных качественных моментов в мышлении.
Она ставила задачу определить отношение между ними. И эта задача решалась в
зависимости от зрелости той или иной философской концепции. Поэтому формирование
категорий рассудка и разума является длительным, сложным процессов, отражающим
противоречия той или иной философской системы.
Одной из первых более
или менее отчетливо сформулированных попыток выделить в самом мышлении определенные
качественные узлы было положение Аристотеля о пассивном и активном разуме.
Теоретический (его еще
называют пассивным) разум способен посредством понятий постигать общее и необходимое
в вещах. Теоретический разум занимается обработкой данных чувств, к которым
относится так же, как они к вещам, — созерцает чувственные восприятия.
«.. .Мышление, — пишет
Аристотель, — должно быть непричастно страданию... воспринимая формы и отождествляясь
с ними потенциально, но не будучи ими в действительности, и подобно тому, как
чувственная способность относится к чувственным качествам, так ум относится к
предметам мысли». Разум должен не только созерцать вещи и создавать идеи, но и
актуализировать их. Это задача деятельного (или активного) разума. В отличие
от теоретического, или созерцательного, деятельный разум одновременно является
и мышлением и объектом мышления, «реализованное знание то же самое, что познаваемый
предмет», причем, по Аристотелю, страдательный разум преходящ «и без
деятельного разума ничего не может мыслить». В отличие от теоретического
разума деятельный обладает целенаправленностью. «То, ради чего возникает
стремление, составляет исходную точку практического разума: предельная цель и
есть источник деятельности».
Нас в данном случае
интересует положение Аристотеля о созерцательном и активном разуме только с
одной стороны — формирования категорий рассудка и разума. И здесь приобретает
значение мысль Стагирита о двух функциях мышления: обработке чувственных
данных, высказывании на этом основании суждений и выяснении реальных путей
целенаправленного изменения вещей.
Первую и можно назвать
рассудочной. Интересным является рассмотрение Аристотелем пассивного и
активного разума со стороны категорий возможности и действительности.
«...Природа ума, — пишет он, — заключается не в чем ином, как только в
возможности»6. Идеи ума становятся действительностью в движении, в практике,
где они совпадают с объектом.
Положения Аристотеля о
созерцательном и активном разуме наметили возможные пути расчленения мышления
на отдельные стороны, выражающие качественные особенности, ступени его развития.
Аристотель не забывал и о связи между ними, подчинив созерцательный разум
активному.
У таких философов эпохи
Возрождения, как Николай Кузанский и Джордано Бруно, расчленение мышления на
рассудочное и разумное нашло еще более четкое выражение. Н. Кузанский довольно
четко определил функцию рассудка, противопоставляя ему как более высокую
ступень ум, или интеллект. Рассудок различает, разделяет, ум же понимает. («И если простой человек, не понимающий
значения слов, читает какую-нибудь книгу, то зрительное восприятие происходит
благодаря способности рассудка, — пишет Н. Кузанский, — потому что читает этот
человек при помощи различения различных видов букв, которые он складывает и
разделяет. А это есть задача рассудка. Однако читающий .не знает, что именно
читает. И найдется другой человек, который не только читает, но и знает и
понимает то, что читает; это уже некоторое подобие рассудка смутного и рассудка
сформированного через ум, потому что последний обладает различающей силой
суждения о том, какое умозаключение правильно и какое софистично. Так ум
является различительной формой актов рассудка, рассудок же есть различительная
форма ощущений и представлений» (Н. Кузанский. Избр. философ, соч. М., 1937,
стр. 176)).
Ум стоит выше рассудка, поскольку он дает
толкование, осознает результаты его деятельности. Различающая способность
рассудка, по-видимому, имеется и у животных. Но эта их способность лишена
формы, т. е. интеллекта, а потому не дает знания.
Таким образом, Н.
Кузанский составляет следующую лестницу человеческого познания: чувства,
рассудок, ум (или интеллект). Рассудок оформляет данные чувств, а ум стоит над
рассудком, придавая результатам его деятельности смысл и значение. Только
результаты деятельности ума являются по существу знанием.
Мысль о чувствах,
рассудке и разуме как ступенях в развитии познания содержится и у Д. Бруно.
«Истина, — пишет он, — заключается в чувственном объекте, как в зеркале, в
разуме — посредством аргументов и рассуждений, в интеллекте — посредством
принципов и заключений, в духе — в собственной и живой форме».
Чувства возбуждают
разум. Если сравнивать их с судебным разбирательством, то они могут обвинять,
доносить, а отчасти и свидетельствовать, но истина в них не заключается
(Например, посредством чувств нельзя понять бесконечность. Как говорит Д.
Бруно, «кто желает познавать бесконечность посредством чувств, подобен тому,
кто пожелал бы видеть очами субстанцию и сущность»). Разум выдвигает
аргументы, строит рассуждения, и интеллект доходит до познания принципов, в
частности до совпадения противоположностей. Различив способности человеческого
познания, Д. Бруно устанавливает между ними определенную субординацию, интеллект
подчиняет разум, а разум чувства (Сам Бруно следующим образом упорядочивает познавательные
силы: «.. .ближайшая последующая всегда обладает сродством с ближайшей
предыдущей и путем обращения к той, которую она поддерживает, идет, усиливаясь,
против более низкой, которую подавляет (так разум путем обращения к интеллекту
не соблазнен или не побежден известием или восприятием и чувственным аффектом,
но скорее сообразно законам интеллекта стремится победить и исправить
аффект)...» (Д. Бруно. О героическом энтузиазме. М., 1953, стр. 93).
Таким образом,
Аристотель, Н. Кузанский и Д. Бруно поставили вопрос не только о качественном
своеобразии мышления по отношению к чувствам, но и о расчленении самого
мышления на отдельные, также качественно своеобразные моменты, выясняя функцию
каждого из них в достижении истины. Эти моменты по-разному ими обозначались:
пассивный и активный разум у Аристотеля, рассудок и интеллект у Н. Кузанского,
разум и интеллект у Д. Бруно, но общим для них является установление различия
между расчленяющей, регистрирующей и описывающей результаты опыта
деятельностью мышления и постижением с его помощью внутренней сущности объекта,
форм его целенаправленного изменения.
В последующем в
немецкой классической философии эти две функции в процессе мышления стали
обозначаться одна как рассудок, другая как разум. В философии Канта и Гегеля
разделение мышления на рассудочное и разумное нашло дальнейшее обоснование и
получило толкование, соответствующее принципам их философии.
Кант связал каждую
способность познания (чувство, рассудок и разум) с определенными формами.
Априорными формами чувственности являются пространство и время; рассудочная
деятельность, результатом которой является суждение, возможна благодаря
категориям, носящим априорный характер. Но рассудком не заканчивается
познание, оно идет дальше — к разуму. «Всякое наше знание, — пишет Кант, —
начинается благодаря чувствам, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме,
который представляет собою в нас высшую инстанцию для обработки материала
наглядных представлений и для подведения его под высшее единство мышления»
".
Свое содержание разум
получает от рассудка, подобно тому как рассудок — от чувств. Рассудок подводит
созерцание под категории, разум — суждения и понятия под принципы и идеи.
Логической функцией разума является не суждение, как у рассудка, а
умозаключение, которое, по мнению Канта, связано с более высокими формами
синтеза. Разум стремится сделать систематическим единство всех возможных
эмпирических актов рассудка и в этом стремлении доходит до самых высот, до
основоположений разума, идей.
Разум с помощью своих
идей и посредством умозаключений стремится познать бесконечное, дать завершенное
знание о целом, но не достигает этого, ибо впадает в собственные и неразрешимые
противоречия (антиномии разума).
В философии Канта
противопоставление рассудка и разума выражено наиболее резко и отчетливо, но
оно само, можно сказать, носит чисто рассудочный характер. Кант разделил их
функции в познании, но дойти до разумного соединения, до понимания их единства
в силу метафизического характера своей гносеологии не смог. Этот новый шаг в
понимании рассудка и разума был сделан Гегелем, у которого рассудочное и
разумное противопоставлены как метафизическое и диалектическое мышление.
Логическое, по Гегелю,
проходит три ступени развития: рассудочное, отрицательно-разумное,
положительно-разумное. Рассудочное мышление отличает одну определенность от
другой, имеет дело с конечным и условным. «Когда речь идет о мышлении вообще
или в частности о постижении в понятиях, — пишет Гегель, — то часто имеют при
этом в виду лишь деятельность рассудка. Но хотя мышление есть раньше всего
рассудочное мышление, оно, однако, на этом не останавливается, и понятие не
есть одно лишь определение рассудка» Рассудочное мышление снимается и
преодолевается разумом. Одно отрицание рассудка и его ограниченностей не дает
должного результата, оно приводит к скептицизму и софистике, т. е. к диалектике
как отрицательно-разумному.
Скептицизм и софистика
разрушают рассудочное, которое не может устоять против них. При этом по существу
они не идут дальше рассудка, ибо также не выходят за пределы односторонних и
абстрактных определений, а переходят от одного из них к другому в зависимости
от интересов индивидуума.
Спекулятивная
философия, к которой Гегель относит и свою собственную, включает в себя момент
скептицизма, но не останавливается на одном отрицательном результате
диалектики. Она относится к рассудку положительно-разумно, т. е. постигает
единство определений в их противоположности.
Развитие философской
мысли от Аристотеля до Гегеля обосновывало необходимость различать в мышлении
два момента — рассудочное и разумное. Правомерность такого различения
признавал и Ф. Энгельс. «Это гегелевское различение, — писал он, — согласно
которому только диалектическое мышление разумно, имеет известный смысл».
Анализ категорий
рассудочного и разумного, к сожалению, в марксистской философской литературе
не нашел своего места. Какое содержание рассудок и разум имеют в условиях
современного развитого научного познания? Что они дают для характеристики
теоретического мышления, какие трудности, возникающие в ходе его развития,
разрешают? Эти вопросы перед гносеологией поставлены историей философской мысли
и современным познанием.
Разумное познание — это
прежде всего оперирование понятиями и исследование их собственной природы. Разум
не просто механически переставляет и группирует понятия, но осознает их
содержание и природу и в соответствии с этим осознанием оперирует ими. Отсюда
разумное всегда выступает в определенной степени самопознанием. Самопознание
как исследование природы постигающего мышления является не самоцелью, а средством
более успешного познания объективного мира. Чтобы полнее и глубже познать
объект, субъект должен понять свои средства и способы познания.
Задачу анализа
познавательных способностей человека ставила и кантианская философия, но в ней
исследование природы понятий было самоцелью, а не средством более глубокого
постижения закономерностей объективного мира. Диалектический материализм
ставит перед наукой задачу исследования природы ее понятий для того, чтобы она
более успешно разрешала свою основную цель — постижение предмета. Степень
разумного познания человеком определяется, в частности, его способностью
проникать в сущность постигающего мышления, исследовать природу самих понятий.
Ф. Энгельс отмечал, что эта способность характерна «только для человека, да и
для последнего лишь на сравнительно высокой ступени развития».
Особенностью разумного
познания является его целенаправленность. Разум постигает мир не созерцательно,
а творчески активно, он отражает объект в необходимых формах его существования
и движения, видит его не только таким, каков он есть, но и каким он может быть
в процессе своего развития и под воздействием практической деятельности
человека.
Творческая функция
разума подчеркивалась и гипертрофировалась идеализмом, который превращал разум
в творца действительности. На самом деле, человек изменяет мир своим
практическим действием, а разум направляет это действие, активно отражая
объект. Творчески активное отражение обязательно предполагает синтез знаний,
поэтому разум выступает синонимом синтетичности познания. С его помощью
охватывается широкий круг знания и формируются идеи.
Таким образом, разум
можно определить как высшую форму теоретического освоения действительности, для
которой характерно осознанное оперирование понятиями, исследование их природы,
творчески активное, целенаправленное отражение действительности, предполагающее
синтез знаний.
Рассудочное познание
также оперирует абстракциями, однако не вникает в их содержание и природу. Для
рассудка характерно оперирование абстракциями в пределах заданной схемы или
другого какого-либо шаблона. Рассудочная деятельность не имеет своей
собственной цели, а исполняет заранее заданную цель, поэтому отражение
действительности рассудком носит до некоторой степени мертвый характер. Главная
функция рассудка — расчленение и исчисление.
Ф. Энгельс отмечал:
«Нам общи с животными все виды рассудочной деятельности: индукция, дедукция,
следовательно, также абстрагирование.. . анализ незнакомых предметов (уже
разбивание ореха есть начало анализа), синтез (в случае хитрых проделок у
животных) и, в качестве соединения обоих, эксперимент (в случае новых
препятствий и при затруднительных положениях). По типу все эти методы — стало
быть, все признаваемые обычной логикой средства научного исследования — совершенно
одинаковы у человека и у высших животных. Только по степени (по развитию
соответствующего метода) они различны. Основные черты метода одинаковы у человека
и у животного и приводят к одинаковым результатам, поскольку оба оперируют или
довольствуются только этими элементарными методами».
Здесь Ф. Энгельс
подметил очень важную особенность рассудочного мышления — оперирование по
строго заданной схеме, шаблону, методу без осознания самого метода, его границ
и возможностей. Эту особенность можно обозначить как автоматизм рассудка.
Наиболее ярко характерные особенности рассудочного мышления человека выражены в
так называемом машинном мышлении, где автоматизм рассудка доведен до зрелой и
классической формы.
Мысль Ф. Энгельса, что
нам общи с животными все формы рассудочной деятельности, теперь можно расширить
до установления общности рассудочной деятельности человека и построенной им
машины, точнее, особенность рассудочного мышления, его автоматизм позволяют машинизировать
деятельность рассудка.
Таким образом,
рассудочная деятельность имеет как бы три слоя: ее элементы у высших животных,
рассудок человека и замена рассудочной деятельности человека машиной. В
последнем случае рассудок выступает в чистом виде, он не затемнен никакими
другими моментами и поражает точностью, быстротой в выполнении определенных
операций мышления. В этом отношении машина превосходит рассудок индивидуума.
Процесс развития
теоретического мышления предполагает взаимосвязь и взаимопереход рассудочной и
разумной деятельности. Чтобы выполнить свою основную роль — отразить явления
объективного мира и закономерности их движения во всей полноте и глубине, мышление
должно быть одновременно и рассудочным и разумным. Без рассудочной деятельности
мысль расплывчата и неопределенна, рассудок придает мышлению конкретность и
строгость. Своим стремлением превратить научную теорию в логически стройную
формализованную систему он делает результаты работы мысли доступными
пониманию и сознанию. Как писал Гегель, «рассудок есть вообще существенный
момент образования. Образованный человек не удовлетворяется туманным и
неопределенным, а схватывает предметы в их четкой определенности;
необразованный же, напротив, неуверенно шатается туда и обратно, и часто
приходится употреблять немало труда, чтоб договориться с таким человеком — о
чем же идет речь, и заставить его неизменно держаться именно этого
определенного пункта» 1Г. Рассудок отвергался с порога софистикой, которую
пугала его строгость, определенность и системность. Но сама софистика
свидетельствует о том, что безрассудное мышление является ложным, уводящим
науку от объективной истины. Если мысль не приведена в систему, внутри которой
можно двигаться по определенным логическим законам, то по существу нет мысли
как формы объективно-истинного знания.
Но если считать
мышление только рассудочным, то оно будет догматическим. Рассудок может
превращаться в предрассудок, когда истинное положение, абсолютизируясь, не
допуская своего развития и перехода к другому, более объективному и конкретному
в своем содержании, становится тормозом в движении науки. Для мышления
необходимо другое качество — изменять свою систему с тем, чтобы точнее и глубже
отражать изучаемый процесс. Одна система разрушается, и строится новая. Переход
от одной системы знания к другой осуществляется посредством разума, который
вырабатывает новые идеи, выходящие за пределы прежних систем. Без разума не
было бы развития научного знания, движение существовало бы только внутри
некоторых ранее созданных систем, однако и они не могли бы возникнуть без
разума. Сила разума заключается в его способности выдвигать совершенно новые и,
казалось бы, совершенно невероятные идеи, которые коренным образом меняют
прежнюю систему знания. Бруно Понтекорво следующим образом характеризовал
интеллект крупнейшего физика современности Жолио-Кюри: «У этого великого
физика было максимально развито научное воображение… — способность признавать
возможность самых невероятных и немыслимых вещей». Иногда эта способность
разума представляется чем-то мистическим. В действительности мышление выходит
за пределы рассудка, но оно отнюдь не должно рассматриваться вообще как нечто
иррациональное. Как справедливо писал Гегель, «все разумное мы, следовательно,
должны вместе с тем называть мистическим; но этим мы высказываем лишь то, что
оно выходит за пределы рассудка, а отнюдь не то, что оно должно рассматриваться
вообще как недоступное мышлению и непостижимое». Разум таинствен и мистичен
только в том смысле, что соединяет в единство определения, «которые рассудком
признаются истинными лишь в их раздельности и противоположности».
Противопоставление
рассудка и разума как рационального иррациональному характерно для некоторых
современных неогегельянцев экзистенциалистского толка, например Жана Ипполита,
который в своем докладе на V Международном
гегелевском конгрессе в Зальцбурге на тему «Трагическое и рациональное в
философии Гегеля» трактовал разумное как чисто отрицательное, ведущее к
трагизму. Мысль Ипполита, что Гегель создал новую форму рационализма,
основанную не на рассудке, а на разуме, верна. Гегель действительно не сводил
рациональное только к движению мысли по заранее определенной форме;
рациональное, по Гегелю, включает не только рассудок, но и разум. Но Гегель
никогда не противопоставлял разум рассудку как нечто только отрицательное
положительному, иррациональное рациональному. В предисловии к первому изданию
«Науки логики», подводя по существу итог, к которому он пришел в «Феноменологии
духа», на которую так любит ссылаться Ипполит, Гегель пишет: «Рассудок
определяет и твердо держится за свои определения; разум же отрицателен и
диалектичен, ибо он разрешает определения рассудка в ничто; он положителен, ибо
он порождает всеобщее и постигает в нем особенное. Подобно тому как рассудок
обычно понимается как нечто отдельное от разума вообще, точно так же и
диалектический разум обычно признается чем-то отдельным от положительного
разума. Но в своей истине разум есть дух, который выше их обоих; он есть
рассудочный разум или разумный рассудок. Он есть отрицательное, то, что
составляет качество как диалектического разума, так и рассудка. Он отрицает
простое, и тем самым он полагает определенное различие, за которое держится
рассудок. Но вместе с тем он также и разлагает это различие, и тем самым он
диалектичен.
Однако он не
задерживается на этом нулевом результате: он здесь вместе с тем выступает также
и как положительный разум, и, таким образом, он восстанавливает первоначальное
простое, но как всеобщее, которое конкретно внутри себя».
Мы специально полностью
привели эти слова Гегеля с тем, чтобы показать, как в действительности понимал
разум и его отношение к рассудку Гегель. Как видно, Гегель в разуме видел не
только отрицателыю-диалектическое,.но и положительно-спекулятивное, причем он
стремился не абсолютно разделить рассудок и разум (само такое разделение
носило бы чисто рассудочный характер) , а разумно соединить их как единство
противоположностей (рассудочный разум или разумный рассудок), и только это
единство создает условия для действительного развития мышления.
У Гегеля нет никакого
намека на иррациональность, трагичность разума. Правда, он иногда говорит о хитрости
разума, его близости к мистическому, но при этом и сама хитрость и мистичность
разума остаются в границах рационального.
Жалкий рассудок,
превращающий себя в здравый смысл времени, рассматривает как мистику или
безумие всякую попытку выйти за его узкие рамки. Фамусовы и Скалозубы,
например, объявляли Чацкого безумцем, ибо его идеи действительно не
укладывались в их узкий и душный мир. Но «безумные» идеи Чацкого более рациональны,
чем мнения княгини Марии Алексеевны, возведенные Фамусовым в закон, в норму
мышления.
Рассудок дискурсивен, а
разум интуитивен; он выдвигает новые идеи, не следующие по законам формальнологической
дедукции из предшествующего знания, он может ломать старые логические
построения и создавать новые. Рассудок не может оценить идей разума. Они кажутся
ему иногда безумием, поскольку необъяснимы с точки зрения законов рассудка.
Вопрос, имеем ли мы дело с новыми идеями разума, которые безумны только с точки
зрения превратившегося в предрассудок рассудка, или с действительным безумием,
можно решить только с помощью практики и на основе дальнейшего развития
познания и жизни.
Выход разума за пределы
рассудка относителен. Ломая определения, ранее сложившиеся системы знания,
разум неминуемо попадает в другую систему, он сам создает основы для
возникновения этой новой системы и ее логики. Теория Эйнштейна, например, вышла
за пределы классической физики, но на основе ее идей создана новая
теоретическая система. Геометрия Лобачевского находится вне системы геометрии
Евклида, но сама она также строгая система. Разум вообще не против всякой
системности знания, он только против абсолютизации одной какой-то определенной
системы знания. Если же идеи разума не приводят в конце концов к построению
системы понятий, то они не имеют научного значения и приобретают действительно
мистический смысл. Мистика избегает научной системы, она нагораживает одну
идею на другую без научного обоснования. Разум без рассудка может привести к
мистике или софистике, которые абсолютно чужды научной строгости и
системности.
Ни один литературный
образ не может служить доказательством научной истины, но иногда он очень
полезен для иллюстрации мысли. Что такое разум без рассудка и рассудок без
разума, это можно увидеть на примере сопоставления двух образов из бессмертного
произведения Сервантеса — Дон-Кихота и Санчо Пансы. Дон-Кихот человечен и
разумен. Особенно видна эта разумность в минуты умственного его просветления,
например когда он дает советы Санчо перед вступлением последнего в должность
губернатора, выходя за пределы рассудочных представлений своего времени о
чести, благородстве и т. п. Но разум Дон-Кихота выступает как безумие, ибо он
потерял рассудок, не отличает клячи от рыцарского коня, в его воображении
безобразная скотница из соседнего села превращается в красавицу Дульсинею
Тобосскую.
Санчо Панса, наоборот,
достаточно рассудителен для своего времени, он отличает ветряную мельницу от
великанов, постоялый двор от роскошного замка и вполне довольствуется
губернаторством. Но он лишен разума, не может выйти за пределы известного даже
в фантазии (она ограничивается у него мечтаниями о сытой жизни), рассудок его
настолько силен, что убивает все потуги разумных побуждений.
Представление об
алогичности разума возникает только тогда, когда само логическое замыкается в
узкие рамки «формально-логического». Если же понимать под логическим
совокупность всех закономерностей движения мышления к новым результатам,
носящим характер объективной истины, то процесс рождения новых идей и теорий
не выйдет за пределы разумного, логического в широком смысле. Объяснить
процесс рождения новых идей можно исходя не из какого-либо ранее созданного формального
аппарата мышления, а из общих закономерностей предметного, практического
взаимодействия субъекта и объекта. На характер этого взаимодействия оказывают
влияние самые различные факторы социального, личностного характера. Выход за
пределы прежних теоретических построений непосредствен, интуитивен не потому,
что он ничем не обусловлен; его невозможно объяснить только логикой развития
познания; он обусловлен всей сложной системой взаимодействия субъекта и объекта
в определенных исторических условиях, практическим отношением человека к миру.
Разум не против всякой
системы, а только против утверждающей себя вечной и неизменной. В каждой теоретической
системе он стремится обнаружить противоречия, решение которых приводит к
необходимости построения новой системы; он подвергает анализу факты, ищет в
них то, что противоречит существующему теоретическому объяснению. Поэтому
каждую теоретическую систему знания он рассматривает как относительную,
определяет пути выхода за ее пределы, но не в бессистемность вообще, а в
новую, более развитую систему.
Различая рассудочную и
разумную стороны в теоретическом мышлении человека, необходимо помнить об относительности
граней между ними. Нет всегда разумного и всегда рассудочного; одно разумно
только потому, что другое рассудочно. То, что на данном уровне развития
мышления выступает разумным, поскольку оно выходит за пределы известной и
формализованной системы знания, станет со временем рассудочным, а все
рассудочное когда-то было разумным. Взаимосвязь рассудка и разума в развитии
теоретического мышления выражается также и в том, что рассудочное мышление
должно переходить в разумное, завершаться им, а последнее, достигая
определенной степени зрелости, становиться рассудочным. Переход рассудка в
разум осуществляется в различных формах, самой типичной из которых является выход
за пределы сложившейся системы знания на основе выдвижения новых идей. Разум
переходит в рассудок путем формализации по определенным принципам системы
знания, возникшей на основе идей разума. С этим превращением мы сталкиваемся в
каждом случае передачи функций человеческого мышления машине. Необходимым
условием такой передачи является создание алгоритма, т.- е. точного
предписания, задающего вычислительный процесс.
Действие на основе
алгоритма является рассудочным (для алгоритма характерна определенность со
строгим детерминированием: одна стадия вычислительного процесса определяет
следующую, процесс расчленяется на отдельные шаги, предписание задается в виде
комбинации символов); но сам алгоритм является результатом не только
рассудочного, но и разумного мышления. Известно, как долго и упорно наука
бьется над созданием отдельных алгоритмов, причем новый алгоритм предполагает
новую идею или новый аспект рассмотрения предмета. Например, решение проблемы
машинного перевода связано с составлением алгоритма перевода, а это стало
возможным в результате возникновения новой научной дисциплины — математической
лингвистики, применяющей к анализу языка математические методы. Создание
математической лингвистики означает появление новой системы научного знания, с
новыми идеями, отличной от прежней, классической лингвистики.
Теоретическое мышление
в нашу эпоху бурно развивается в обоих направлениях: ив разумном, и в рассудочном.
В каждой области научного знания мы являемся свидетелями выдвижения новых идей,
изменяющих старые, сложившиеся системы знания. Наряду с этим происходит
процесс формализации знания и создания алгоритмов, по которым машина может
решать сложные задачи. Однако представление о том, что развитие и
совершенствование исчисляющего рассудка и передача его функции машине сделают
излишним человеческий разум, является одним из заблуждений нашего времени.
Наоборот, необходимую предпосылку развития исчисляющего рассудка составляет
высокий человеческий разум, без которого невозможно создание новых формальных
систем. Совершенствование и развитие рассудка, передача его функций машине
освобождают человеческий разум для новых полетов в неведомое и неисследованное.
Поэтому ошибочным является стремление ограничить развитие исчисляющего
рассудка, поставить ему какие-то пределы, найти такие теоретические построения,
которыми он не может овладеть никогда. Ставя, таким образом, пределы
исчисляющему рассудку, мы в действительности ограничиваем человеческий разум,
развитие которого служит необходимым условием для овладения рассудком новыми
системами теоретического знания.
Таким образом, рассудок
и разум являются двумя необходимыми моментами в деятельности теоретического
мышления. Их взаимосвязь и взаимопереход в процессе движения мышления создают
предпосылки для постижения объективной природы предмета такой, какой она существует
в действительности.
Некоторые направления
современной буржуазной философии (интуитивизм, экзистенциализм) стремятся принизить
разум, подвергают критике человеческое мышление. При этом вся деятельность
мышления сводится к рассудку. Критика ограниченности рассудочного мышления
используется для обоснования необходимости интуиции, которая
противопоставляется не только рассудку, но и разуму и истолковывается
мистически. Другие сводят функции мышления к рассудочным определениям, описывающим
предмет. Для них все мышление сводится к своеобразному исчислению. Интуитивизм
и его метафизические противники смыкаются в том отношении, что принижают
человеческий разум, подменяя его либо мистически истолковываемой интуицией,
либо исчисляющим рассудком.
Борьба за человеческий
разум, против попыток его дискредитации всегда была прогрессивным явлением.
Диалектический материализм, вскрывая диалектику рассудка и разума в развитии
теоретического мышления, разоблачает гносеологические основы подмены разума
мистической интуицией и исчисляющим рассудком. Марксистская философия создала
научные основы для рационального понимания теоретического мышления во всей его
сложности и противоречивости. Попытки принизить человеческий разум, используя
результаты его деятельности — создание возможностей функционального
моделирования человеческого мышления, не имеют под собой никаких теоретических
оснований; они вытекают из потребностей буржуазной идеологии, ведущей поход
против человека и его разума.
из книги П.В.Копнина
«Гносеологические и логические основы науки»
(с
сокращениями)